Эксклюзивная авторская статья про восточные единоборства и их длинный путь…
Если поставить перед собой найти задачу найти истоки рукопашных боевых искусств, то можно выделить следующие:
— даосская философия, выдвинувшая идеи Пустоты, борьбы сил Инь и Ян, взаимодействия Пяти первоэлементов, недеяния, мягкости, Естественности, метаморфоз;
— йога как система психотренинга, физического и духовного совершенствования человека в её многочисленных разновидностей с учётом трёх основных национальных форм: индийская йога, тантрическая, буддийская (китайская, тибетская, японская) йога и даосская (китайская) йога;
— традиционные теории китайско-тибетской медицины о циркуляции жизненной энергии ци, о точках и мередианах, об их связи с внутренними органами, о развитии энергетики-организма (ци-гун);
— «бионика» древности, наблюдение за повадками животных, из которого возникли так называемые звериные стили рукопашного боя;
— локальные системы рукопашного боя и ритуальные боевые танцы различных племён и народностей;
— опирающаяся на теории даосских мыслителей военная наука древнего Китая, в которой сформулированы принципы стратегии и тактики борьбы;
— Чань (Дзэн)-буддийская психотехника, позволившая добиться поразительных результатов в концентрации и самовнушении.
Дзэн-буддизм внёс наиболее заметный вклад в формирование философской базы воинских искусств, поэтому именно чаньские монастыри не только в Китае, но также и в Корее, Японии и Вьетнаме становились хранителями традиций восточных боевых искусств.
Классическим примером является монастырь Шаолинь в Хэнани. Однако в средневековой Японии, например, носителями традиций восточных боевых искусств были не только дзэнские монахи, но и так называемые монахи-воины (сохэй — 僧兵), принадлежавшие к секте тантрического буддизма Сингон( 真言宗), а также жрецы некоторых синтоистских храмов, посвящённых Богу войны Хатиману (八幡神)или каким-нибудь местным воинственным Божествам.
Однажды знаменитый японский военачальник и поэт Датэ Масамунэ — 伊達 政宗 (XVI-XVII вв.) задумал найти нового настоятеля для фамильного дзэнского храма. Кандидатура была ему вскоре представлена: Масамунэ пригласил к себе в замок монаха по имени Рин-ан. Когда монах явился, никто не вышел ему навстречу. В полном одиночестве он шёл по залам и коридорам, наконец толкнул последнюю закрытую дверь и увидел хозяина. Князь Масамунэ стоял на пороге, занеся над монахом меч. “Что скажешь в этот миг между жизнью и смертью?” – грозно вопросил князь. Не теряя времени, монах нырнул под руку Масамунэ, обхватил его за талию и так тряхнул, что тот отпустил меч от неожиданности и боли. “Опасные шутки ты шутишь”, — заметил Масамунэ, слегка оправившись после шока. “Ох, уж эта ваша гордыня!” – ответствовал монах, отпуская мёртвую хватку.
В практике боевых искусств широко использовалась наука акупрессуры (стимулирование или поражение определённых точек). Поражение уязвимых точек составляет и основу техники тычковых ударов при использовании подручного оружия – нунтяку — ヌンチャク, 双節棍 (дубинок на перевязи) и тонфа (короткой палки с поперечной рукоятью).
Дыхание в восточной натурфилософии считалось носителем животворной энергии ци(気), что более или менее соответствует представлениям индийских йогов о пране и о функциях дыхательных упражнений (пранаямы), хотя многочисленные способы даосской дыхательной гимнастики вполне самобытны.
Методика обучения в школах боевых искусств отличалась от западной. Если в западной школе учитель преподносил ученикам определённый набор приёмов по принципу «деньги-товар», то на Востоке – будь то в Китае, Японии, Корее или Вьетнаме было совсем иначе. Школа боевых искусств, однажды возникнув, не умирала 200, 300, 500, 1000 лет. Ученики следовали заветам «Отца-основателя». Поначалу новичок в школе подвергался различным испытаниям. По его реакции Учитель и его окружение делали выводы о качествах характера молодого человека – о его силе воли, стойкости, душевной чистоте, внутренней культуре, скромности и упорстве.
В системе восточных боевых искусств человеческое тело рассматривается как инструмент, направляемый разумом и волей, как оружие страшной разрушительной силы. Удары и блоки, основанные на использовании внутренней биоэнергии ци (ки) придают боеспособность буквально любой части тела.
История японского боевого искусства сумо уходит корнями в глубокую древность. Скрупулёзные исследователи находят упоминания о некой разновидности сумо в канонической буддийской Сутре Лотоса, где нара (индийский вариант сумо) упоминается в ряду других полезных наук, коими должен овладеть добродетельный муж. Ссылаются также на биографию Сиддхартхи Гаутамы, который, прежде чем стать Буддой усердной занимался борьбой и кулачным боем. Первые же сведения о реальном сумо содержатся в «Записях древних дел» («Кодзики», VII в), собрании космогонических и исторических мифов, выдвигающих версию Божественного происхождения Ямато (大和).
Прародителем сумо (相撲) считается Номи-но Сукунэ (野見宿禰), который одержал победу над противником на соревнованиях в присутствии Императора. Состязания назывались тикара курабэ – “соизмерение сил”. Возраст сумо определяют в 2200 лет.
В профессиональном сумо в Японии участвуют и россияне: Алан Габараев (Аран, в 2007-2013, высший ранг – сэкиваке), Николай Иванов (Амуру, с 2002, высший ранг маэгасира 5), Анатолий Михаханов (Орора, с 2000, высший ранг – макусита – 43).
Что касается каратэ (空手道), то в Японию каратэ попало с острова Окинава (沖縄本島) в конце XIX века. Окинава когда-то была центром независимого королевства Рюкю (琉球諸島), имевшего тесные связи с Китаем и Кореей. В XVII веке королевство Рюкю было завоевано самураями княжества Сацума (薩摩国) и стало его вассалом. Было запрещено холодное оружие и местные жители, для сопротивления японским самураям изучали технику боя без оружия, а также с помощью сельскохозяйственных инструментов («нунтяку»).
В конце XIX века во времена административных реформ в Японии был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства и Окинава стала ещё одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличались хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством тотэ (предшественником каратэ). Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физ. культуры и привело к широкому его распространению.
В 1930-м году официально были зарегистрированы стили каратэ:
— Сётокан — 松涛館 (основатель Гитин Фунакоси — 船越義珍, ふなこし ぎちん),
— Годзю-Рю — 剛柔流 (основатель Тёдзун Мияги — 宮城 長順),
— Вадо-Рю — 和道流(основатель Хиронори Оцука — 大塚博紀),
— Сито-Рю — 糸東流 (основатель Кэнва Мабуни — 摩文仁 賢和).
В советские времена информация о каратэ была скудной. Люди, в основном, знали мифы о каратэ – как разбирали голыми руками дома и т.д. Представляли, что занимающийся каратэ мог избить десятки людей и думали о «секретных» приёмах.
Первые секции в Советском Союзе появились в Республиках Прибалтики, Москве и Ленинграде. Литературы по каратэ практически не было, использовали крупицы информации из западных изданий. В Москве открылась Центральная Школа Каратэ на Цветном Бульваре. Инициатором была школа Сенэ. Руководителем (сенсеем) был Штурмин, который получил знания индивидуально у корейского мастера. Также школы боевых искусств существовали в Прибалтике, так как они были близки к границе. В Москве существовала единственная серьёзная школа при Московском Государственном Университете, где тренировал японский гражданин Сато-сан (стиль Ситорю-Ситокай). В то время он не знал русский и тренировал с переводчиками. Все остальные школы были «доморощенные». Сато-сан воспитал плеяду учеников, возил их в Японию на соревнования и сдачу поясов. Затем в 80-ые гг. каратэ в Советском Союзе было запрещено и начали заниматься в подвалах; МВД и КГБ преследовало учеников и появилась статья «За обучение каратэ».
В Казани каратэ появилось, в основном, в системе МВД. Тренером был Шаймарданов Фарид, который тренировал, в основном, в стиле Кёкусинкай (極真会) представителей МВД и КГБ, хотя этот контактный стиль был запрещён в Советском Союзе. Параллельно существовала секция каратэ в Пединституте под руководством Мануйко Станислава, выпускника МГУ (стиль Годзю-Рю), а также большая сеть секций под руководством ныне покойного Шагина Искандера (Шотокан), который постоянно возил своих учеников в Польшу.
на фото: Хамидуллин Абдулла
В 2000-ые в Казани появилось огромное количество школ различных стилей (Годзю-Рю, Вадо-Рю, Сито-Рю, Сётокан, Кёкусин, Ояма-каратэ и т.д.), а также появились различные стили китайского у-шу. В Казани появился Клуб Чёрных Поясов. Также появилось огромное количество школ айкидо, кендо, дзю-дзюцу и боёв без правил. Возникла потребность инструкторов учить японский язык, так как они ездили в Японию. Поэтому Японский Центр SEIKO (成功) предлагает посещать занятия японского языка. Поскольку японские мастера уважают учеников, которые обращаются к ним на их языке.
Автор статьи: ученик Японского Центра SEIKO
Хамидуллин Абдулла