Самураи — военно-феодальное сословие мелких японских дворян. Самурайство зародилось еще в VIII веке на востоке страны. Первыми представителями нового класса стали беглые крестьяне и вольные охотники, которые на границах империи искали вольные земли. На протяжении веков самураи играли видную роль в жизни Японии. Было время, когда это сословие во главе со своим сегуном фактически правило страной.
Со временем феодальные войны перестали сотрясать Японию, большинство самураев сменило свой род деятельности. В 1867 году самурайство было официально отменено. Знакомство с самураями у людей обычно начинается из небольшого параграфа в учебнике истории. Повзрослев, мы черпаем знания из идеалистических приглаженных голливудских историй. В итоге многие из нас считают, что самурай — то ли машина для убийства, то ли романтичный воин наподобие героя Тома Круза в «Последнем самурае». Развенчаем основные мифы об этих воинах.
Чтобы стать самураем необходимо иметь знатное происхождение. На самом деле самураи были довольно бедными людьми. Каждый воин принадлежал определенному хозяину, ведя образ жизни немногим лучше обычного крестьянина. Заслужить богатства удавалось немногим, но даже это не лишало самурая обязанности являться вассалом своего господина. Большинство воинов к тому же, чтобы как-то прокормить свою семью, вместе с крестьянами возделывали землю. Само же слово самурай в переводе с японского означает «человек, который служит». Когда начиналась война, то практически все самураи являлись рядовыми членами армии, а не знатными военачальниками, стоящими во главе.
Самурай ради своего хозяина мог в любую минуту принять смерть. Данный миф подтверждается героико-романтичными образами фильма «Последний самурай». А в жизни все было куда проще. Большинство самураев во время частых междоусобиц постоянно меняло своих хозяев. Если феодал чем-то не устраивал или несвоевременно платил, то воин попросту переходил на другую сторону. При этом никаких угрызений совести он не испытывал и уж тем более не совершая харакири. Правда, приказ хозяина самураем выполнялся беспрекословно. Даже если это было повеление лишить себя жизни или выступить против превосходящего силами противника. Последний способ, кстати, довольно часто использовался, чтобы избавиться от неугодного служаки. Если бы японский народ веками пренебрегал своими жизнями, то он не смог бы построить высокотехнологичного общества. Ведь у того, кто не ценит свою жизнь, не может быть целей. Самураи, как и все японцы, свою жизнь ценили и любили. Просто в условиях бесконечных войн и конфликтов могло показаться, что человек ничего не стоит. Большинство воином имели короткую жизнь, однако никто не спешил расставаться с ней без веской на то причины. Но могло стать желание хозяина, ведь неподчинение означало ужасный позор. Самурай мог расстаться с жизнью, совершив преступления или покрывшись позором, попав в плен, что считалось изменой. Ведь воину с детства внушали, что честь предпочтительнее жизни.
Из оружия у самурая был только меч. Это далеко не так, ведь сражаться с одним лишь мечом не получится. Именно поэтому многие самураи помимо искусства владения мечом (кэндо) освоили также технику владения рукопашным боем и стрельбы из лука, обращению с копьем. К тому же самураев обучали плавать, ездить на лошади и искусно писать. Да и не стоит считать, что все бойцы в совершенстве владели своим оружием. Помимо настоящих мастеров встречались такие же грандиозные неумехи. Просто они быстро погибали. Меч просто являлся отличительным знаком, характерным для самурая. Это оружие было основным, но не единственным. К тому же у самурая было два меча — длинный, катана, и короткий, вакидзаси, применяемый иногда для ритуального самоубийства.
Благодаря правительству Японии самураи, как класс, были уничтожены. То, что показано в упомянутой ленте «Последний самурай», притеснения самураев со стороны властей — всего лишь жалобная история, призванная впечатлить доверчивого зрителя. На самом же деле после объединения Японии междоусобные войны практически прекратились. Самураям, как классу воинов, просто не нашлось занятия. Никто уже не хотел содержать их — в этом уже не было необходимости. Поэтому самураи со временем переквалифицировались, занявшись либо торговлей, либо земледелием. Это процесс происходил постепенно, и западная цивилизация не принимала в этом никакого участия.
Самурай отличается от обычных людей повышенным благородством. Как и у любых других воинов, к тому же незнатного происхождения, склад ума у самураев был довольно типичным. Конечно же, воины обладали неким кодексом чести, который сопутствовал им в бою. Зато самураи вели себя довольно презрительно к тем немногим, кто был ниже их по социальному положению. Их, равно как и врагов, воины считали кем-то, наподобие животных. Если соблюдалась честь хозяина, то самурай мог позволить себе грабежи, насилие и предательство. Это считалось способами унижения врага. Традиции самурайства, официально отмененного в 1867 году, были продолжены японскими солдатами, вторгнувшимися в 1930-е годы в Китай. Их действия были наполнены жестокостью и циничностью, превосходя во многом нацистские.
Честь и принципы для самурая являлись превыше всего. Это утверждение во многом справедливо. В обычной жизни самураи придерживались своего кодекса чести, бусидо. Он регулировал правила поведения воина, давая также инструкции по правильному лишению себя жизни. Известна история о 47 самураях-ронинах, лишившихся своего хозяина. Тот оскорбил чиновника и был казнен. Долгое время самураи готовили месть, убив в итоге обидчика. Их приговорили к совершению ритуального самоубийства, похоронив с почестями.
Для самурая нет ничего достойнее, чем закончить жизнь с помощью харакири (провести обряд сеппуку). Часто такой способ уйти из жизни является единственным достойным, если самурай потерял честь или вот-вот попадет в плен. Такой способ самоубийства применялся даже после отмены самурайства, во время Второй мировой войны. Однако наиболее почетной смертью для самурая являлась гибель в бою. Тех, кто пал во время боя причисляли к ряду божественных воинов. Особенно ценились тех, кто шел в яростную, пусть и безнадежную, атаку. Имена таких самураев выставлялись на специальных табличках в храмах, родственники погибшего гордились им. Харакири же несет еще и глубокий психологический подтекст. Ведь согласно верований японцев именно в животе находится душа человека. Такой ритуал позволяет выпустить ее на свободу. К тому же харакири — довольно болезненная процедура. Она позволяла продемонстрировать врагам свое мужество и презрение к смерти. Ритуальное самопожертвование в Японии совершалось также в знак несогласия с несправедливыми действиями или после перенесенной обиды. После капитуляции страны в 1945 году по ней пронеслась волна харакири.
Ронин — это самурай, который остался без хозяина. В средневековой Японии потеря самураем своего хозяина было обычным делом. Однако понятие «ронин» включает в себя нечто большее. Слово переводится как «человек-волна». Хозяин такого самурая мог оставаться вполне живым и дееспособным, но, по каким-то причинам, решил освободить своего воина от обязательств. К примеру, воин, задумавший месть, мог покинуть своего владельца по его же требованию. Ведь такое действие могло бросить тень на самого хозяина. Став ронином, самурай мог не бояться, что его бывший клан будет наказан. Иногда воины становились ронинами, чтобы сменить род деятельности, отправиться в путешествия. Часто ронины становились телохранителями. В итоге даже сын самурая, ставшего ронином, считался им же с момента своего рождения.
Камикадзе времен Второй мировой — те же самые самураи. Мотивы камикадзе и самураев были разными. Задолго до XX века воины в Японии бросались на превосходящего по силам врага без шансов на спасение, с желанием умереть с честью в бою. А камикадзе стремились нанести противнику наибольший урон, тем самым принеся пользу стране. Камикадзе готовились и использовались только в ходе Второй Мировой войны, да и то, лишь тогда, как перевес перешел на сторону американцев. Так, в ходе атаки на Перл-Харбор камикадзе не использовались вовсе. Использование смертников не было оправдано, пока Япония удачно вела войну. В итоге для специальных атак использовались исключительно добровольцы, их было всего несколько тысяч. К тому же самопожертвования на поле боя были во всех армиях, когда воин не видит выхода, он стремится погибнуть вместе с врагами. Камикадзе же сознательно готовились к самоубийственной атаке, не ища способа сохранить себе жизнь. Принято считать, что «дух Ямато», дошедший со времен самураев, проявился именно в молодых японцах-самураях. Ведь их стремление достигнуть победы, сохранить честь, невзирая на смерть, были чем-то похожи на самурайские.
Самурайские традиции до сих пор важны для Японии. После поражения во Второй Мировой войне Япония стала испытывать большое влияние западной культуры, особенно американской. Своеобразная блокада, в которой страна находилась столетия, была снята. Ведь раньше японцам запрещалось покидать пределы страны, а к чужеземцам относились крайне враждебно. В замкнутом мире одной нации и появились самурайские традиции. Сегодня японская молодежь как никогда по своим привычкам и стилю жизни похожа на своих ровесников из других стран. Возможно, сохранение самурайских традиций и кодексов заметно осложнило бы интеграцию Японии в мировое сообщество. В стране тем не менее чтят свое прошлое — здесь есть множество памятников старины, хранятся древние рукописи и память о великих людях прошлого. Да и система государственного правления довольно старомодна — во главе страны все так же стоит император. От отца к сыну переходят традиции. Но надеяться на возрождение самурайства не стоит, его время прошло.
Источник molomo.ru