«Чтобы стать синтоистом, нужно быть японцем»…
Синтоизм, национальная религия японцев, испытал сильное влияние со стороны буддизма, конфуцианства и, в последнее время, христианства. Учение «синто» (буквально — путь богов) представляет собой сочетание множества концепций; практика и философия синтоизма многовариантны. Поэтому общая характеристика синтоизма как вероучения может оказаться весьма приблизительной. Синтоизм как таковой – неразвитая религия, по большей части заключающаяся в поклонении духам природных стихий и обожествлённым людям. Синтоисты не называют ни основателя своей веры, ни пророков, они не знают Спасителя, у них нет формальной, канонической основы учения. Определяющая идея синтоизма — поклонение Ками, совокупному представлению о богах, природных стихиях, сверхъестественных силах и обожествлённых людях. Ками — это всё сущее, и всё сущее есть Ками. Это некое божественное сознание, пронизывающее вселенную, жизненная сила мира. Синтоизм, таким образом, по своей сути пантеистичен; в нём не проводится чёткой границы между созданием и Создателем.
Происхождение этой древней религии неясно. Название её состоит из двух китайских слов: «шен» (дух) и «тао» (путь). Существует и японское название синтоизма — «ками но мичи», что, примерно, означает «путь богов». Только после того, как буддизм начал вытеснять национальную религию японцев, они позаботились записать древние мифы и предания.
Буддизм проник в Японию в 522 г. по Р.Х. из Китая и Кореи. Приблизительно через 200 лет, в результате реакции на буддизм, появились две книги священных текстов синтоистов: «Кодзики» («Хроники древности») — в 712 г. и «Нихонги» («Японские хроники») — в 720 г.
В этих книгах повествуется, что после образования неба и земли два божества Идзанаки и Идзанами стояли на парящем небесном мосту. Идзанаки, скучая, играл копьём и мутил им воды океана. Когда Идзанаки поднял копьё, с него упали капли, образовавшие остров Авадзи. Изанаги и Идзанами сошли на этот остров, соединились там и породили остальные Японские острова. От них произошли, кроме того, другие божества и весь японский народ. Одно из основных божеств, появившихся в результате этого союза, — богиня Солнца Аматэрасу. Внук Аматэрасу по имени Дзимму Тэнно сошёл с небес на священные острова Японии и стал первым микадо (императором) этой страны в 660 г до Р.Х. Японская традиция утверждает, что все императоры этой страны происходят по прямой линии от первого микадо; с этим связано весьма распространённое в Японии поклонение императору. Так как личность всякого императора божественна, каждый японец обязан беспрекословно ему подчиняться.
Синтоисты настаивают на любви и преданности японской нации к её императору — микадо. Ярко выраженный национализм делает учение «синто» чисто японской религией. «Чтобы стать синтоистом, нужно быть японцем», — говорят синтоисты.
Синтоисты считают, что спасение достигается соблюдением множества общественных и индивидуальных табу, которые стали органической частью жизни большинства японцев. Ритуальная чистоплотность (омовение тела и аккуратность в быту) при этом имеет огромное значение, так как синтоисты верят, что чистота отпугивает злых духов.
Кроме того, синтоисты умилостивляют богов и духов предков приношениями пищи и рисовой водки (сакэ). Жрецы синто совершают регулярные ритуалы в более чем 100.000 святилищ. В каждом святилище находится «шинтай» (священное изображение или символ Ками), который могут видеть только жрецы. Поблизости от святилища почти всегда находится «тори» (особого рода деревянная арка). В доме каждого синтоиста тоже есть святилище, называемое «камидана», здесь хозяин дома приносит жертвоприношения и молится. Домашнее святилище — это обычно просто невысокая полка, на которой расставлены изображения богини Солнца и других божеств. Спасением синтоисты называют такое состояние, в котором человек недосягаем для злых духов и несчастий этого мира. У них нет ясной концепции греха и праведности. Человек хорош постольку, поскольку он создан богами, — считают синтоисты. Поэтому тот, кто умилостивляет богов и духов умерших, в ‘точности соблюдает все табу и поклоняется Ками, обретает покой и бессмертие, соединяясь с духами предков в бестелесной субстанции Ками.
Синтоизм испытал сильнейшее влияние буддизма и конфуцианства. Собственно учение синто не содержит какой-либо этической системы. Этическое учение синтоисты переняли у конфуцианцев (сыновнее почтение и 5 принципов правильного поведения) и буддистов.
Буддисты, постепенно насаждавшие своё учение в Японии с 800 до 1700 гг. от Р.Х. в форме Махаяны, не отвергли синтоистских божеств и включили их в свою систему, отождествляя каждое с различными Буддами и Бодхисатвами. Такую смешанную с буддизмом форму синто называют «Рёву» (двойственный).
Но взрыв национализма в Японии привёл к возрождению синтоизма в его первоначальной форме и к ослаблению позиций буддистов. В 1882 году император Мейдзи официально провозгласил «синто» государственной религией. Синтоизм стал политической силой, с помощью которой подогревались идеи превосходства японской нации и божественного предназначения Японской империи. Были учреждены государственные храмы общенационального значения. До Второй мировой войны и во время её всем японским учащимся и студентам внушались синтоистские представления о происхождении мира, поклонении императору и государству. Синтоистское государство стало одной из движущих сил мировой войны.
Синтоизм как государственная религия был отменён, но народные и сектантские формы его сумели пережить падение богоподобного императора.
Народная форма синто, городские и семейные святилища всё ещё существуют. Кроме того, насчитывается почти 150 различных синтоистских сект, некоторые из которых пытаются приобрести последователей в странах с не японским населением. Синтоисты-сектанты, как правило, отличаются большей активностью и религиозностью, чем приверженцы народных верований. В массовой форме синтоизм сводится к обычаям и нормам поведения, но сектанты убеждены в исключительности и превосходстве своей религии. В отличие от «народных синтоистов», сектанты называют основателей своих течений, имеют систему авторитетов и программу действий. Синтоистское государство отошло в прошлое, но националистические идеи «священной земли» и «священной нации» не исчезли, а только видоизменились. С другой стороны, характерное для большинства современных японцев стремление к урбанизации, индустриализации и научному образованию подрывает влияние синтоизма с его поклонением предкам и духам стихий, с его примитивной мифологией.
Оценка синтоизма с библейских позиций
(1) Синтоистская концепция Ками чрезвычайно далека от бесконечного, личностного библейского Бога-Творца. Учение синто есть сочетание многобожия и поклонения духам стихий. Многие боги синтоистов описываются как безнравственные существа.
(2) В «чистой» форме синтоизма люди, не принадлежащие к японской нации, ставятся на порядок ниже. Подчёркивается превосходство и божественное происхождение японцев, их «врождённая добродетель»; всячески поощряется националистический дух. Даже Ками, всемирной субстанции, приписывается японский характер.
(3) В учении синто идея греха и нравственной вины почти не играет никакой роли. Японцы — «потомки богов», они изначально добродетельны. Вместо системы этических представлений синтоизм предлагает набор общественных и индивидуальных запретов.
(4) В отличие от Библии, учение синто основано на весьма туманных мифах, никак не подкрепленных историческими фактами. Относящиеся к VIII столетию «Кодзики» и «Нихонги» не могут быть подтверждены другими источниками; происхождение их и авторство неизвестны.
Директор и преподаватель Японского Центра SEIKO
Цой Яна Валерьена.